14 Сентября 2016

Прошлое и настоящее :: Набережная Дубровинского. 300 лет истории

Современная набережная Дубровинского в Орле – место не очень оживленное. Правда, с тех пор как ее реконструировали к юбилею города, многие горожане полюбили там прогуливаться вечерами. На набережной стало модно назначать свидания и совершать неспешный променад семьям с детьми. Но это легкое оживление в неспешной жизни правого берега Оки лишь тень того, что было здесь сто и более лет назад. За несколько веков эти берега не раз меняли свое назначение и облик, неизменно оставаясь одним из самых важных и красивых мест в Орле. Н ачало истории будущей набережной положила пристань.

С середины XVII века и восстановления города-крепости после разорения в Смутное время на правом берегу Оки, напротив стрелки, возводится третья линия укреплений и Покровская казачья слобода с одноименным храмом, а вдоль реки – речная торговая пристань. Правда, некоторые краеведы считают, что пристань на Оке была еще раньше, даже ещё до основания города. Но сколько бы столетий ни существовала старая пристань, мощный толчок к развитию она получила в конце XVIII века, с образованием Орловской губернии с центром в городе Орле.

С этого времени Орловская пристань стала местом работы для каждого третьего горожанина и средством быстрого обогащения для местных купцов, владевших ссыпными амбарами и перекупавших привозимые в Орел товары. В период ее расцвета от нынешнего Красного до Герценского моста и чуть далее за него весь правый берег Оки кипел такой деятельностью, что, по воспоминаниям современников, «здесь в иную пору нельзя было ни пройти ни проехать, а хаживали по возам». Огромное количество зерна, соли и прочих продуктов с юга России обыкновенно скапливалось в Орле во вторую половину зимы. А во время недолгого весеннего половодья сотни тонн этих грузов отправлялись вниз по Оке в другие города центра России, в Калугу, Москву, вплоть до самого Нижнего Новгорода. Открытие судоходства на Окской, или, как ее еще называли, Струговой (по наименованию бытовавших в то время речных судов – стругов), пристани ежегодно сопровождалось в Орле праздничными церемониями. Торжественный молебен устраивали прямо на берегу перед выстроившимися в ряд кораблями. Для этих молебнов на берегу были установлены две часовни.

Так как летом воды в Оке не всегда хватало для хорошего хода судов, то вниз по течению устраивались плотины и пруды для накопления воды и сброса её в нужный момент для дополнительного обводнения реки близ пристани. Одной из ключевых была плотина на Оке в районе нынешнего железнодорожного моста линии на Брянск. Называлась она Хвастливою, по имени первого владельца. При её открытии вода устремлялась вниз по течению к центру города, где у пристани ждали отправляющиеся суда. Ока существенно прибавляла в воде, и суда беспрепятственно отправлялись вниз по реке. Однако с появлением в Орле железной дороги в 1868 году пристань начала приходить в упадок. Все грузы переправлялись по этому новому виду транспорта, не зависевшему от весенних половодий и капризов владельцев плотин. К началу ХХ века пристань уже полностью утратила свое градообразующее значение. Судоходство по Оке практически прекратилось. Но история набережной не ограничивается только судьбой Окской пристани и связанных с нею строений.

После упадка пристани и орловского речного судоходства жизнь на правом берегу Оки не переставала кипеть. Здесь действовали многочисленные производства, в том числе известный далеко за пределами Орла пивоваренный завод господина Шильде. Важным объектом были городские каменные Шереметьевские бани и летние речные купальни, виды которых известны по многочисленным фотооткрыткам рубежа веков. Были здесь и учебные заведения. Сразу три женские гимназии располагались у Мариинского моста (ныне на его месте Красный). Сам Мариинский мост некогда тоже был одной из главных достопримечательностей города. Первый в истории Орла капитальный мост «голландской системы», с белокаменной опорой в реке и ажурными металлическими конструкциями верха, растиражированный на множестве сувенирных открыток, стоил того, чтобы на него приезжали полюбоваться жители уездов и даже других губерний. Виды моста дополняли одни из самых красивых орловских храмов – Покровский и Преображенский.

Украшали набережную множество каменных и деревянных домов, выстроившихся вдоль реки. В них жили купцы и мещане, располагались гостиницы и доходные дома. Упадок набережной начался во второй половине ХХ века. До войны там все оставалось почти неизменным. Продолжал работать реквизированный у хозяина теперь уже бывший завод Шильде. Исправно работали бани, ставшие банно-прачечным комбинатом. И в зданиях гимназий все так же были учебные заведения – советские школы. Даже Покровский и Преображенский храмы еще действовали в начале 1930-х. А вот в войну здания набережной сильно пострадали. Отступавшие из Орла в 1943 году немецкие войска взорвали Мариинский мост, здания бывшего завода Шильде и бань.

Уже после войны стерли с лица города не тронутые фашистами храмы и окружавшие их красивые дома. Интересна история названий правого брега Оки. В начале XIX века единый берег был поделен на несколько частей. Его часть примерно между современными мостами Дружбы и Красным называлась Мостовой набережной. Ниже по течению Оки, приблизительно до места современного Герценского моста – Струговой, а дальше – Сергиевской (в честь старинного Сергиевского кладбища, на месте которого сейчас завод «Текмаш»). В 1956 году все части объединили в одну большую улицу и назвали в честь революционера Иосифа Федоровича Дубровинского. 14 лет спустя улицу снова стали именовать набережной.

В наши дни такая значительная веха в истории нашего города, как торговая Окская пристань, давно забыта. Мало кто из горожан даже догадывается о существовании её в прошлом. Правда, в планах реконструкции набережных Оки и Орлика был пункт о постановке памятного знака или восстановлении одной из часовен на месте старинной пристани. Но после окончания реконструкции ни часовен, ни памятного знака, повествующего более чем о трех веках истории этого места, на набережной так и не появилось. И все же, несмотря на все бедствия, постигшие ее в ХХ веке, кое-что от набережной XIX века сохранилось и в наши дни. Об этом я расскажу в следующий раз.
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .