Юрий Алексеевич Тугов пришел работать энергетиком в управляющую компанию Заводского района 10 лет назад и с тех пор не представляет себя вне этого хлопотного и интересного хозяйства. Корреспондент «Коммуналки он-лайн» накануне профессионального праздника расспросил его об особенностях работы в ЖКХ.
— Юрий Алексеевич, расскажите, какое образование необходимо для того, чтобы работать энергетиком?
— Существуют вузы, которые готовят студентов по специальности «энергетик» — в частности, Орловский государственный университет, и к нам приходят на работу ребята с таким образованием. Но я закончил Московский политехнический институт по направлению «инженер-конструктор радиоаппаратуры», увлекался полупроводниками. Работать начал еще в вузе, потому что надо было зарабатывать. После учёбы вернулся в Орёл, пошёл наладчиком контрольно-измерительной аппаратуры на завод «Малютка», это первая моя серьезная работа.
— На «Малютке» выпускали стиральные машины?
— В том числе… Но вообще-то завод специализировался на выпуске вакуумных электрических ламп для оборонной промышленности. На предприятии я быстро стал расти – мастер, заместитель начальника цеха, начальник цеха. Мне работа нравилась, но в 90-е завод закрылся, технари, и я в том числе, оказались на улице. Правда, без работы сидеть не пришлось, я пошёл в строительную отрасль, работал там на разных должностях, в основном административных, думал, что уже и не пригодятся мне мои знания по электротехнике. Но в 2010 году меня позвали на должность главного энергетика в Заводской район, в Первую городскую управляющую компанию.
— В чем заключается работа энергетика управляющей компании?
— В зоне ответственности энергетика — общедомовые сети учета тепла, электроэнергии, воды, обеспечение бесперебойности подачи ресурсов, их правильный учёт и контроль за качеством предоставления коммунальных услуг. Когда пришёл – удивился многозадачности и разнообразию проблем: вода, электроэнергия, тепло, всё под моим контролем, домов много, информация о приборах учёта на каких-то бумажках, неточная, иногда ошибочная. Упорядочить и систематизировать данные о состоянии сетей — та еще задача была… ЖКХ — отрасль, в которой тогда еще не было устоявшегося законодательства. Переломным для всех нас годом стал 2012-й, когда вышло 354-е Постановление правительства – Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг. До этого было не совсем понятно, кто за что отвечает, как регламентированы взаимоотношения между потребителем и исполнителем коммунальной услуги. На практике работа энергетика сейчас — это не только учёт коммунальных ресурсов на домах, обеспечение исправности коммунальных сетей, но и работа с населением. Управляющая компания – это исполнитель коммунальной услуги, и поэтому в зоне ответственности УК отсутствие долгов за ресурсы, а значит, работа с неплательщиками, отключение подачи ресурса за долги.
— С населением работать непросто?
— Конечно, возникают сложности. Сейчас в основном работаем с неплательщиками. Это определенная категория населения, и кстати, не всегда маргинальная. Примерно каждый второй неплательщик оплачивает долг, если возникает угроза отключения ресурса. Количество неплательщиков благодаря нашим рейдам неуклонно снижается. Сейчас с населением работать проще, чем в те времена, когда остро стояла проблема начисления ОДН по электроэнергии, до 2017 года. Не скажу, что платежи по ОДН снизились, но они перестали сильно различаться от месяца к месяцу. В основном протест у населения вызывал тот факт, что в один месяц плата за ОДН очень маленькая, а в следующий месяц в два раза выше, ведь лампочка в подъезде горит одна и та же. Проводили огромную разъяснительную работу, но каждому объяснить, из-за чего выросла плата за общий свет, очень сложно. Больше всего сейчас меня расстраивает пассивность, равнодушие жителей. Рассказываем про то, что надо переходить на прямые договора, заключать энергосервисные контракты, что это улучшит качество жизни, но часто люди вообще не верят, что от них что-то зависит, что они сами могут улучшить свой дом.
— Насколько повысилась энергоэффективность многоквартирных домов за время вашей работы? — Первый этап энергоэффективности – качественный учёт ресурса. Конечно, есть большое продвижение в этом вопросе благодаря информатизации. В настоящее время учёт поквартирного и общедомового потребления электроэнергии фактически 100 %. Когда я пришёл работать, этот показатель был значительно скромнее. Данные потребления с каждого дома передаются автоматически в ЦДС, и мы видим их в динамике в виде таблицы.
В 2010 году о таком даже не мечтали. Общедомовой расход воды считается не во всех домах, в 31 доме производится учёт тепловой энергии, потребляемой всем домом, благодаря индивидуальным тепловым пунктам — кстати, часть из них установлена благодаря энергосервисным контрактам. Контроль за расходом тепла в этих домах у нас осуществляется на самом высоком уровне благодаря работе Центральной диспетчерской службы и полной информатизации. В режиме онлайн в специальной программе мы видим все цифры по каждому индивидуальному тепловому пункту, нештатные ситуации, утечки можно отследить фактически сразу, моментально выходим на место и ликвидируем ЧП. Второй этап роста энергоэффективности — это экономия ресурсов. Что касается тепловой энергии, экономия осуществляется там, где есть ИТП, а значит, и погодное регулирование подачи тепла.
Например, этой зимой в таких домах израсходовано тепла меньше, чем год назад, а так как оплата осуществляется по фактическому расходу, то люди смогли сэкономить. Что касается электроэнергии – лампы накаливания везде заменены светодиодными энергосберегающими светильниками. ЖКХ за 10 лет сильно изменилось в лучшую сторону и продолжает меняться при моём участии. Мне нравится быть частью команды Первой городской, которая настроена решать самые сложные задачи, внедрять информационные технологии. Именно с этой работой я связываю своё будущее.
По работе личного кабинета:
eds@pguk.ru
Телефон диспетчерской
+7(4862) 252-510