С 1 января завершился мораторий на поверку приборов учёта, и на телефон Единой диспетчерской службы поступило большое количество заявок о поверке. Также нередко в ЕДС поступают вопросы, почему плату за коммунальную услугу начислили по среднему или нормативному значению, ведь показания приборов учёта переданы вовремя. Что изменилось в 2021 году в законодательстве о поверке приборов учета, разъясняет руководитель ЖКХ-ЦЕНТРА «Единое окно» Ольга СТЕБЛЕЦОВА.
Дело в том, что при наличии индивидуальных приборов учета, то есть счетчиков, необходимо знать, что они должны быть опломбированы и поверены в установленном законодательством порядке.
С 1 января 2021 года изменились правила поверки приборов учета. Правительство упразднило некоторые устаревшие документы в сфере метрологии. В их число попал и приказ Минпромторга от 02.07.2015 № 1815 «Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке». Действовал этот приказ только до 31 декабря 2020 года (Постановление правительства от 23.06.2020 № 912).
Взамен отмененным Минпромторг установил новые правила для поверок приборов учета приказом от 31.07.2020 № 2510. Документ зарегистрирован в Минюсте 20 ноября 2020 года, а действует с 1 января 2021 года.
Приборы учета холодной воды следует поверять каждые шесть лет, горячей воды – каждые четыре года. Что касается счетчиков электроэнергии и газа, то эта информация указана в паспорте самого прибора.
Хочу заметить, что все приборы учета выпускаются с заводской поверкой, срок которой указан в паспорте прибора. То есть если вы купили счетчик, который полежал на прилавке магазина, потом у вас дома, то независимо от даты его установки первую поверку вам придется сделать в срок, указанный в паспорте прибора, а далее в такие же сроки начиная с дат очередных поверок.
Очень важно знать, что по закону если срок поверки закончился, то есть если потребитель вовремя не поверил свои приборы учета, то они считаются выведенными из эксплуатации, и тогда платежи за соответствующие коммунальные услуги рассчитываются сначала исходя из среднего потребления, а затем по нормативу потребления (подробности см. в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354).
Еще одна важная тонкость: если в квартире установлены парные приборы учета – например, два на холодную воду и два на горячую, то при окончании срока поверки одного из пары второй выводится автоматически и начисление платы происходит на основании средних или нормативных показателей по соответствующей услуге в целом. То есть если выводится из эксплуатации один из приборов холодной воды, вся холодная вода по квартире рассчитывается по среднему или нормативу, так как законодатель не предусмотрел «половинчатые» нормативы – например, норматив потребления по ванной комнате или по кухне.
КАК НЕ ПРОПУСТИТЬ СРОК ПОВЕРКИ
Срок поверки легко забыть, но и также легко следить за его соблюдением. Во-первых, на сайте www.kom-online.ru в личном кабинете абонента указаны сроки поверки всех приборов учета каждого потребителя, который пользуется услугами сайта; во-вторых, в платежном документе, предоставляемом жителям ЖКХ-Центром, за два месяца до окончания сроков поверки приборов учета мы начинаем предупреждать дополнительной строчкой на лицевой стороне квитанции об окончании срока поверки.
КОГДА НУЖНА ПОВЕРКА
Если закончился межповерочный интервал, прибор учета нужно передать на очередную поверку. Когда прибор учета перед повторным введением в эксплуатацию хранили более одного межповерочного интервала, ему тоже требуется провести очередную поверку.
Поверка до окончания межповерочного интервала называется внеочередной. Ее проводят, когда:
отсутствует подтверждение результатов поверки;
повреждены или отсутствуют пломбы, защищающие от несанкционированного доступа к узлам настройки или элементам конструкции прибора учета.
На внеочередную поверку приборы можно представлять сколько угодно раз в течение межповерочного интервала.
ГДЕ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ ПО ПОВЕРКЕ
Если вы увидели, что срок поверки прибора учета истекает и не хотите, чтобы вам начали рассчитывать средние показатели, нужно незамедлительно «заказать» эту услугу у организации или индивидуального предпринимателя, которые имеют на это соответствующее разрешение. При этом если житель заказывает эту услугу по телефону Единой диспетчерской службы 8-800-510-510-0, то мы сами найдем организацию, которая свяжется с заявителем, выполнит поверку, а её результаты и показания передаст нам для использования в дальнейших расчетах коммунальных услуг. А в случаях, когда житель сам находит исполнителя этих услуг, свидетельство поверки придется передать в любой ЖКХ-Центр, чтобы мы его внесли в информационную базу и могли использовать его в начислениях. Бывают случаи, когда нам приносят акты поверки, произведенной физическими или иными лицами, которых нет в реестре получивших на эту работу законного разрешения. В таких случаях мы вправе отказать в принятии такого документа в работу. Дело в том, что в п. 2 ст.13 Федерального закона № 102 от 26.06.2008г. сказано, что «Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели». Выдачей аттестата аккредитации (лицензии) на право проведения поверки водосчетчиков на территории РФ занимается Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Она же ведет реестр юридических и физических лиц, являющихся их обладателями (сайт Росаккредитация).
ЧТО ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬ
ВСЕ-ТАКИ ПРОПУСТИЛ СРОК ПОВЕРКИ
Во-первых, в платежном документе будет предъявлено к оплате начисление по соответствующей коммунальной услуге не по фактическим показаниям, а по замещающим, рассчитанным по формулам, указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354.
Во-вторых, помимо основной услуги в платежном документе появится расчет повышающего коэффициента за потребление коммунального ресурса без прибора учета, что также регулируетсявышеуказаннымиПравилами.
В-третьих, из платежного документа будет исключена таблица, в которую раньше потребитель вписывал своей рукой показания этого прибора учета.
Как только поверка будет произведена и её результаты получены ЖКХ-Центром от подрядчика, если поверку заказали по телефону Единой диспетчерской службы или нам их передал сам потребитель, то с даты, следующей со дня фиксирования показаний на момент поверки, мы начнем расчет коммунальной услуги от этих показаний, а повышающий коэффициент будет закрыт на дату поверки.
Еще несколько слов о счетчиках электроэнергии и газа. Межповерочный период у них, как правило, больше по времени, чем у водосчетчиков, и указывается заводом-изготовителем. Следует обращать на это внимание при покупке и установке.
ЧТО ПОЛУЧАЕТ ВЛАДЕЛЕЦ ПРИБОРА
ПО ОКОНЧАНИИ ПОВЕРКИ
Сведения о результатах поверки поверитель должен передать в ФГИС «АРШИН». Сроки для этого сократили с 60 календарных до 40 рабочих дней. Отсчет начинают с даты поверки.
Если поверка подтвердила, что прибор соответствует метрологическим требованиям, поверитель опломбирует его, нанесет знак поверки, выдаст свидетельство и сделает в паспорте прибора запись о проведенной поверке. Если результаты поверки окажутся отрицательными, поверитель выдаст извещение о непригодности прибора учета к применению. На прибор учета, который не соответствует метрологическим требованиям, знак поверки наносить запрещено.
Свидетельства о поверке и извещения о непригодности к применению выдают в течение пяти рабочих дней, когда сведения о результатах поверки появятся в ФГИС «АРШИН». Собственник прибора учета и поверитель могут договориться о других сроках.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ
ВНОСЯТ В СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПОВЕРКЕ
В свидетельстве о поверке прибора учета указывают в том числе: дату следующей поверки, наименование, модификацию, регистрационный, заводской или серийный номер прибора учета, заключение о подтверждении соответствия прибора метрологическим требованиям и пригодности его к дальнейшему применению, знак поверки, номер записи сведений о результатах поверки в системе «АРШИН», сведения о поверителе.
По работе личного кабинета:
eds@pguk.ru
Телефон диспетчерской
8 800-510-510-0