В России хотят усилить адресную поддержку граждан по оплате ЖКУ. Проработку вопроса вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Минстрою, Минтруду,
Минэкономразвития, Минфину и ФАС. Мера связана с совершенствованием тарифного регулирования: планируется устанавливать тарифы исходя из реализации планов по ремонту и модернизации коммунальной инфраструктуры.

     Речь идет о доведении тарифов до экономически обоснованных, то есть их рост сможет превышать инфляцию в случае модернизации инфраструктуры ЖКХ, пояснил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. При этом для социально незащищенных категорий граждан подорожание будет компенсировано, пояснил он.

      — В целях защиты прав граждан необходимо обеспечение предоставления адресных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с оплатой жилищно-коммунальных услуг гражданами, исходя из утверждаемых тарифов организациям ЖКХ, — сказали в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина.

     В ФАС сообщили, что поручение правительства РФ поступило в ведомство. Там уточнили, что головной исполнитель — Минстрой, остальные министерства и службы — соисполнители. Сейчас формируются предложения от ФАС в адрес Минстроя и других ведомств, сказали в антимонопольной службе.

     — Дополнительные меры адресной помощи конечным получателям услуг ЖКХ, которые в полном объеме будут учитывать возможности потребителей, являются важным элементом социальной поддержки граждан, — считают в ФАС.

     В России есть предприятия ЖКХ, тарифы на услуги которых и сейчас явно ниже себестоимости, сказала председатель экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. 

     Увеличение тарифов на коммунальные услуги для населения регулируется государством — для каждого региона установлена своя планка, которую нельзя превышать. Средний рост по стране должен быть примерно на уровне инфляции, последние годы он не превышает 4%. В рамках такой системы есть регионы, где устанавливаются тарифы для населения в размере около 60% от экономически обоснованных, отметил член комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Дмитрий Гордеев.

     А что с жилищной услугой?

     В отношении жилищной услуги действует уникальная ситуация – минимальный тариф на услуги управляющих компаний устанавливают местные органы самоуправления, которые являются выборными. Экономически обоснованный тариф жители с управляющими компаниями обсуждать не хотят – зачем платить больше, если можно обойтись минимумом. При этом требования к жилищной услуге предъявляются отнюдь не минимальные.

     В Орле, например, тариф на жилищную услугу не поднимался с 2016 года, в то время как на свет, воду, газ, а теперь еще и обращение с ТКО исправно повышается два раза в год. Индексация на уровень инфляции по жилищной услуге законом не предусмотрена. И поэтому в целом тариф на неё зависит от позиции депутатов.  В тех регионах, где есть понимание, что жильё нуждается в том, чтобы его качественно обслуживали, а на это нужны средства, тариф на жилищную услугу повышается вместе с ценами на стройматериалы и ростом минимальной заработной платы. В Орле этого не происходит. Таким образом, на орловские дома тратится в 2-3 раза меньше средств, чем в других городах.  Муниципальное предприятие, оказывающее жилищную услугу  — МУП ЖРЭП (З), постоянно балансирует на грани банкротства и просит денег из бюджета. Выше  приводим таблицу, из которой видно, что в нашем регионе установлены минимальные цены на жилищную услугу.

Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД в ЦФО

Наименование статьи

Содержание и текущий ремонт общего имущества МКД

9-ти эт.

дом

% по

отношению к Орловской области

5-ти эт. дом

% по

отношению к Орловской области

руб./м2

%

руб./м2

%

Орловская область

13,45

100

10,196

100

Тульская область

27,22

202,38

17,03

167,03

Курская область

15,62

116,13

12,19

119,56

Брянская область

22,48

167,14

14,39

141,13

Белгородская область

18,13

134,8

14,37

140,94

Воронежская область

18,97

141,04

13,55

132,90

МУП «ЖРЭП» (З) задолжало 80 млн рублей

       22 октября на заседании комитета по ЖКХ горсовета руководитель МУП «ЖРЭП» (З) Юрий Студенников рассказал о ситуации и перспективах деятельности предприятия и попросил оказания им финансовой поддержки в виде субсидии в размере 80 млн рублей.

 

     Руководитель предприятия рассказал, что 80 млн рублей пойдут на погашение кредиторской задолженности по поставщикам (21,5 млн рублей), на задолженность по налогам и сборам (24 млн рублей), на начисление НДС межтарифной разницы за 2017-2019 гг. (23 млн рублей), задолженность по 7%-ному сбору судебных приставов (чуть более 6 млн рублей), иные штрафы и проценты (около 4 млн рублей).

     Неполучение МУП «ЖРЭП» субсидии в размере 80 млн рублей чревато для организации банкротством. Предприятие не сможет предоставлять горожанам качественную услугу.

     Отдельно Юрий Александрович отметил, что с 2017 года плата за содержание и ремонт жилья не индексировалась, а минимальный размер оплаты труда за этот промежуток времени увеличился почти вдвое. Кроме того, выросла в разы и стоимость материалов, ГСМ. В этой связи руководитель МУПа обозначил необходимость увеличения платы за содержание и ремонт жилья.

     Следует обратить внимание, что МУП «ЖРЭП» (З) — единственная в городе муниципальная управляющая компания, на управлении и техническом обслуживании которой находится 218 жилых дома.

     По словам Юрия Александровича, на 1 сентября 2021 года дебиторская задолженность составляет 35 млн рублей, кредиторская задолженность — чуть более 46 млн рублей. За первое полугодие предприятием получен убыток 7 млн 120 тыс. рублей. Ежемесячно МУП «ЖРЭП» (З) генерирует убыток в среднем 1 млн 800 тыс. рублей.

     — В 2021 году МУП «ЖРЭП» (З) реализует услуги населению, в том числе с НДС при условии отсутствия НДС в тарифе. В связи с этим возникает межтарифная разница, ведущая к недополучению предприятием дохода и убытку, — рассказал депутатам руководитель МУПа. — Кроме того, счета предприятия заблокированы службой судебных приставов с 2016 года, и своевременно производить расчет с налоговой службой не представляется возможным. По этой причине растет сумма налоговой задолженности.

     По итогам обсуждения этого вопроса депутаты рекомендовали администрации совместно с МУП «ЖРЭП» (З) принять все возможные меры для нормализации финансово-экономического состояния предприятия с целью недопущения банкротства и сохранения муниципального имущества.