Индексация платы за жилищную услугу: есть ли свет в конце туннеля?

В конце августа прошла Всероссийская конференция «Актуальные вопросы контрольной и надзорной деятельности в сфере ЖКХ». Её активными участниками стали УО и ГЖИ из регионов. Они задали свои вопросы спикерам и озвучили предложения по изменениям в НПА. Рассказываем о некоторых интересных темах с мероприятия.

Её организовали АНП «НЖК» совместно с Минстроем России и компанией «Инноватика». Самыми оживлёнными и дискуссионными стали стратегические сессии, где обсуждались профильные вопросы предоставления ЖКУ и возникающие в этой работе проблемы: правовых основ планирования и проведения текущего и капитального ремонта в МКД; совершенствования региональных систем капитального ремонта общего имущества в МКД; расчёта платы коммунального ресурса в целях содержания общего имущества МКД, применения индексации к размеру платы за содержание общего имущества.

Олеся Лещенко, заместитель директора департамента развития ЖКХ Минстроя России, отметила, что ведомство также считает необходимым законодательно урегулировать вопрос об индексации размера платы за содержание жилья и закрепить это условие в ЖК РФ. Ведомство придерживается мнения, что если такая индексация прописана в договоре управления как существенное его условие, зафиксированы параметры индексации, то никаких дополнительных решений на ОСС для неё уже не нужно. Но суды разных инстанций и органы ГЖН считают, что это одностороннее изменение договора управления. В итоге УО привлекают к ответственности, они вынуждены делать перерасчёты и вести судебные тяжбы.

На пленарной сессии и в ходе дискуссий выступили представители РСО и управляющих домами организаций из регионов. Они обсудили проблему индексации размера платы за содержание, который устанавливает муниципалитет. Об этом на примере своей работы рассказал представитель Первой городской управляющей компании Орла Евгений Сапрыкин. В Орле исторически сложилось, что практически все УО работают по муниципальному тарифу в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ. Тариф определяет орган местного самоуправления по методическим рекомендациям Минстроя РФ от 06.04.2018 № 213/пр. Он установлен несколько лет назад и составляет чуть более 11 рублей, ни разу не индексировался. Несколько УО рассчитали экономически обоснованный размер платы, сегодня он составляет 27 рублей, но ни в одном доме ОСС не утвердило этого предложения. Также собственники отказались внести в договоры управления условие о ежегодной индексации платы за содержание жилья.

Евгений Сапрыкин отметил, что УО могут обратиться в суд, чтобы тот признал тариф муниципалитета экономически необоснованным. Но тогда компании города окажутся в «правовом вакууме»: до момента, пока орган местного самоуправления утвердит новый тариф, УО останутся без утверждённого размера платы и с непониманием, как за этот период рассчитать плату за содержание. Олеся Лещенко посоветовала управляющим домами в Орле отработать эту ситуацию вместе с органом ГЖН. Ведомство вправе выдать местной власти предписание и обязать решить вопрос с тарифом.

 О проблеме «неработающих» рекомендаций Минстроя РФ № 213/пр для расчёта муниципального тарифа говорила и Ольга Беленькая из СРО НП «ЖКХ-Групп» Хабаровска. Она отметила, что постоянно увеличивается МРОТ, вырос НДС, законодатели вводят новые требования к работе управляющих домами. При этом размер платы за их работу диктуют собственники, никакой установленной законом индексации не происходит. Прописанное в ЖК РФ повышение на размер инфляции почти не работает: органы ГЖН и некоторые суды считают это односторонним изменением условий договора управления. Ольга Беленькая считает, что выходом из такой ситуации могла бы стать разработка основ ценообразования на жилищные услуги. Муниципалитет при установлении тарифа работал бы с опорой на такой документ.

https://roskvartal.ru/