31 Октября 2018

Прошлое и настоящее :: Спрятанный Орёл

Район, состоящий из нескольких кварталов между улицами Московская и Грузовая, наверное, один из самых неизвестных уголков нашего города. Мало кто без подсказки отыщет Железнодорожную улицу, переулки Детский и Аптечный, Мценский и Индустриальный. Прячутся они за остановкой транспорта «Экран» и тянутся в гору вплоть до улицы Ляшко. Их тесные дворы и сплющенные проезды в наши дни надёжно заслонены возвышающимися «сталинками» улицы Московской. Можно тысячи раз проходить мимо, не зная, что находится в нескольких шагах от дороги, в ближайших кварталах вверх от фонтана на площади Юности. Ничего не скажут большинству современных орловцев старинные смешные названия – ручей Ленивец, Пеньи, сад «Металлист»… Тем не менее именно это место можно назвать тем самым настоящим старым Орлом, застывшим если не в XIX, то в первой половине XX века точно.

Своим непростым рельефом эти потаенные кварталы обязаны ручью Ленивец, прорезавшему себе путь от железной дороги до Оки. Название «Ленивец» принято объяснять медленным течением и ленивой работой рубщиков деревьев в его верховьях. Однако сотни лет назад Ленивец мог быть рекой и отнюдь не ленивой. Именно по Ленивцу долгое время проходила граница старого Орла. Лишь после 1868 года на берегах его поселились горожане. Там появилась так называемая Пеньевская слобода. Название произошло от того, что земля в этом месте оказалась утыкана недовыкорчеванными пнями от росших там прежде деревьев. Рабочие, нанятые на вырубку, отказались изводить пни – за них не заплачено. Поэтому местность прозвали в народе Пеньи. «Ты где живёшь? – Да на Пеньях, близ Ленивца». Территорию на Пеньях осваивали в основном железнодорожники и рабочие с заводов Калле и Перелыгина. Рабочие с этих двух чугунолитейных заводов, как могли, обустраивали этот не очень уютный район. На участке ничейной земли с оставшимися невырубленными деревьями они устроили общественный сад. Выковали для него ограду и ворота и назвали «Металлист», или «Сад металлистов». Он просуществовал недолго, но запомнился настолько, что и по сей день о нем в том районе напоминает современный переулок Металлистов.

Строгой сетки улиц на кривых Пеньях не получилось. Там было много коротких и узких, словно срезанных, переулков и тупиков. А главный проезд Пеньевской слободы улица Пеньевская, наоборот, вышла настолько широкой, что потом ее разделят надвое. Одна часть Пеньевской станет Грузовой улицей, вторая - улицей Пугачёва (бывшей Кузнечной).

Большинство же переулков слободы поначалу обходились без названий. Ориентиром служили местные приметы и фамилии домовладельцев. В 1920-е, когда эта местность вошла в состав города, их не мудрствуя назвали Пеньевскими, разделив по номерам. Так получился аж 21 Пеньевский переулок. Лишь в 1938 году им всем дали индивидуальные имена: 2-й Пеньевский переулок стал Клинцовским, 3-й – Угловым, 4-й – Объездным, 6-й – улицей Добролюбова, 7-й – Индустриальным переулком, 8-й поделили меж собой советский журналист Кольцов и полководец XVIII века Суворов, 9-й Пеньевский назвался в честь художника Репина, 10-й – переулком 1-го Августа (с конца 1950-х - 5-го Августа), 11-й Пеньевский обрёл имя Мценского переулка, 12-й превратился в улицу Лесную, 13-й продолжил улицу Добролюбова, 15-й переулок стал Орловским, 17-й – снова Суворовский, 19-й стал Мало-Грузовым, 21-й – Кутузовский переулок. Лишь 5-й переулок тогда остался Пеньевским. А куда подевались существовавшие прежде 14-й, 16-й, 18-й и 20-й Пеньевские переулки, не известно. Длинная Железнодорожная улица впервые упоминается лишь в справочнике 1930 года. А ныне существующие там переулки Детский и Аптечный - в конце 1930-х.

Менялось и пространство вокруг. По другую сторону Московской улицы в начале XX века располагалась криминальная окраина Кишелёвка (Кишенёвка). Название ее произошло, скорее всего, от того, что здесь прохожие частенько лишались своих кошельков («кишелей»). Последний раз она упоминалась в 1927 году с колоритными названиями переулков Налётовский и Овечкинский. Сейчас бывшую Кишелёвку украшает авангардная скульптура перед архитектурно-строительным институтом, издали напоминающая распотрошённый кошелёк. Лучшего памятника ей придумать трудно.

Ручью Ленивец в наши дни уже тоже впору ставить памятник. В 1950-е годы исчез переулок Ленивец, затем взялись и за ручей. Сначала запрятали в трубу часть Ленивца ближе к Оке, расширяя территорию завода имени Медведева. Но высокий овраг, на дне которого прежде протекал ручей, оставался на месте нынешней площади Юности вплоть до 1960-х. И уже в наше время ручей напомнил о себе жильцам большого панельного дома на Грузовой улице. В его подвале по ночам слышались тихие стоны и плач. Скептики кивали на подземные течения под зданием. Суеверные же вспомнили местное предание о том, что неподалеку от дома раньше стоял один из мостов через ручей Ленивец, который облюбовали самоубийцы. Еще до революции одна девушка якобы бросилась поздно вечером с моста в ручей, но не утонула, а сильно ударилась головой. На крики о помощи в темноте никто не пришёл. На рассвете несчастная сорвала голос и умерла, не удостоившись христианского погребения. Некоторые верят, что именно ее неупокоенная душа неожиданно объявилась около несуществующего моста на улице Грузовой и тревожила жителей нового дома.

Соблазнительно списать на призраков и постоянные аварии на стыке улиц Московской, Старо-Московской и Грузовой. Участок этот считается едва ль не проклятым – уж очень часты тут происшествия с трамваями любых моделей и направлений. Конечно, интенсивное движение при резких перепадах высот опасно и безо всякой мистики. Однако известный в городе случай с трамваем, врезавшимся в 1974 году в похоронную процессию на Грузовой, далеко не единственный. Печальная статистика ведётся на этом участке с 1901 года, когда у спускавшегося от вокзала новенького вагона внезапно отказали тормоза. Множество нештатных ситуаций советского времени не проникало в прессу, тем самым только умножая слухи о разнообразной мистике, творящейся в районе бывшей Пеньевской слободы.
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .