03 Октября 2018

Прошлое и настоящее :: Орловский конструктивизм

Конструктивизм – это первый архитектурный стиль советской России.

Его расцвет длился меньше двадцати лет - 1920-30-е годы, но оставил яркий след в истории и облике многих городов. В том числе и Орла. В основе архитектуры конструктивизма лежат идеи художников русского авангарда начала ХХ века - Малевича, Ларионова, Татлина и др. Но как единый архитектурный стиль он оформился только после революции 1917 года.

С изменением социального устройства стране стал нужен новый облик улиц и городов. На смену старым архитекторам пришли молодые художники, предлагавшие забыть о традициях архитектуры. Согласно их представлениям, в основе здания должны были лежать конструкция и функциональное назначение. Они настаивали на отказе от «излишеств» и классических декоративных элементов. Поэтому для зданий в стиле конструктивизма характерны строгость и простота фасадов. Здания раннего конструктивизма представляли в основном причудливо соединенные между собой простые геометрические формы. Активно применялись современные материалы – бетон, металлоконструкции, панорамное остекление.

В революционном во всех смыслах стиле с середины 20-х годов строились и новые типы зданий: дворцы труда и культуры, дома Советов и прочих госучреждений, фабрики-кухни, дома-коммуны, гаражи и электростанции. Самый яркий пример новых конструктивистских зданий - дома-коммуны. В этих жилых зданиях практиковалось отделение личного пространства от хозяйственных нужд. Личным пространством для обитателей были лишь небольшие спальни, а вся дневная жизнь, по замыслу проектировщиков, должна была проходить в общих для всех зонах: залах и коридорах, столовых, библиотеках, прачечных, детских садах и т.д.

Однако жители Страны Советов оказались не готовы принять условия нового быта, и дома-коммуны просуществовали недолго. К концу 1920-х новый революционный стиль дошел и до небольших городов вроде Орла. По типовым проектам столичных архитекторов у нас в городе строили жилые и общественные здания. К сожалению, почти все образцы раннего орловского конструктивизма погибли в войну. Среди утрат и единственный из известных мне орловских домов-коммун на Промышленной площади.

Сейчас на его месте - площадь Поликарпова, № 4а - жилой дом. Судя по редким предвоенным кадрам, это было очень необычное для патриархального Орла здание. Все в нем было диковинным: и рекордные для жилых домов Орла тех лет четыре полных этажа, и строгие линии фасада, и огромные панорамные окна во всю стену. Еще одна конструктивистская четырехэтажка с необычными угловыми балкончиками была неподалеку, на улице Московской, №24. А центр советского района украшало здание общежития обувной фабрики на улице Садовой (позже Горького), выстроенное вместо сгоревшего в 1919 году здания дворянского собрания. Сейчас на его месте театр им. Тургенева. Из общественных зданий того периода выделяются сохранившийся до наших дней клуб завода «Текмаш», расположенный справа от проходной и сочетающий в себе элементы конструктивизма и провинциального классицизма, и отдаленно похожий на него банно-прачечный комбинат на улице 1-й Пушкарной, взорванный фашистами в 1943 году. На его месте сейчас баня №2. Вторая половина 1930-х годов принесла Орлу новые образцы стиля. В те годы конструктивизм уже катился к закату.

В столицах его уже постепенно начали сменять пышные формы нового архитектурного стиля - сталинского ампира. Во многие конструктивистские проекты начали вносить чуждые его философии «излишества». Потому и орловские постройки того периода можно отнести к стилю конструктивизма уже с некоторой натяжкой. Два самых знаменитых орловских здания 1930-х годов были выполнены по проектам местного архитектора А.С. Тодорова. Это был человек удивительной судьбы, живший и работавший на сломе двух эпох. До 1917 года он работал главным архитектором города, а после пошел на службу советской власти. По некоторым данным, именно им было спроектировано здание по улице Московской, №11 (ныне площадь Мира, №5), выстроенное в 1936 году. До войны это здание имело П-образную форму. В нем было 122 квартиры от двух до пяти комнат каждая. Такой вместимости и удобств тогда не имел ни один дом в Орле. Сейчас сохранилась только его уличная часть. В наши дни дом знаменит тем, что именно над ним 5 августа 1943 года был поднят флаг освобождения Орла от фашистской оккупации. Также по проекту Тодорова еще в 1931 году было начато возведение Дворца культуры на Московской, №34.

До войны здание успели построить лишь частично. Недостроенная коробка так и постояла всю войну. После войны оно было восстановлено и расширено архитектором Овчинниковым, но вместо Дворца культуры приспособлено под машиностроительный техникум. Оба здания несут в себе черты архитектуры конструктивизма, с его строгой геометрией фасадов и склонностью к простым формам. Но кроме того, в них ощущается и влияние более раннего стиля - дореволюционного модерна. Видимо, сказался «старорежимный» вкус архитектора Тодорова, дававший о себе знать, несмотря на все его старания следовать новым веяниям архитектуры. Есть в зданиях и черты «наступавшего на пятки» конструктивизму сталинского ампира, с его обращением к классической архитектуре XIX века. Это колонны и балясины, растительные элементы в кронштейнах балконов, а также чуждая авангардному конструктивизму лепнина.

Последним масштабным строением в стиле конструктивизма в Орле был кинотеатр «Родина». Он был построен в 1938-39 годах по типовому проекту архитектора В. П. Калмыкова. В те годы такие кинотеатры возводились по всей стране. Чудом уцелевшее в войну здание кинотеатра чуть было не снесли в 2000-х. И по сей день оно необитаемо и балансирует на грани жизни и смерти. Таковы наиболее известные и яркие памятники орловского конструктивизма. Но не единственные.

В Орле сохранился еще ряд жилых домов 1930-х годов, несущих в себе черты конструктивизма, но не значащихся ни в списках памятников, ни среди общеизвестных образцов стиля. Среди них довоенный дом на Старо-Привокзальной, №4 с заложенными уже после войны длинными «конструктивистскими» подъездными окнами. И двухэтажный кирпичный жилой дом по Левому берегу Оки, №65, сочетающий в себе черты модерна и конструктивизма. Эти редкие для нашего города образцы авангардного направления советской архитектуры остались в Орле в единственном экземпляре. Дарья ФУРМАНСКАЯ
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .