16 Мая 2018

Прошлое и настоящее :: Путь на север

Если сейчас взглянуть на топографическую карту нашей области, то без труда заметим, что от города Орла по всем сторонам света расходятся пять железнодорожных линий. А не случись в начале XX века в нашей стране всем известных глобальных перемен, возможно, город Орёл стал бы началом ещё одной грандиозной железнодорожной магистрали, протянувшейся прямиком к Балтийскому морю.

За вторую половину XIX века и начало XX Россия произвела такой мощный рывок в экономическом развитии, которого в ее истории еще не было. Железная дорога, символ этого рывка, прочно вошла в повседневную жизнь быстро развивающейся страны. Огромные бюджетные траты на железные дороги сделали свое дело: к началу XX века Российская империя стала одним из мировых лидеров по длине железнодорожного полотна, выйдя на уровень Германии и уступая лишь США. Пики строительства железных дорог в России пришлись на времена общего оживления экономики - 1860-е и самый конец XIX - начало XX века. Ещё на начальных этапах железнодорожного строительства в нашей стране первый министр путей сообщения П.П. Мельников считал Орёл одним из главных железнодорожных узлов страны.

Основными показателями к этому были: выгодное географическое расположение города на перекрёстке основных торговых путей с запада на восток и с севера на юг, а также примерно одинаковое расстояние от Чёрного и Балтийского морей. И вот как раз к последнему и планировали построить ещё одну отдельную железнодорожную магистраль. В начале 1910-х годов начал разрабатываться проект новой железнодорожной линии Орёл-Петроград-Нарва протяжённостью почти 1000 вёрст. Данная линия по плану пересекала губернии: Орловскую, Смоленскую, Псковскую, Новгородскую и Петербургскую, недостаточно обслуженные железными дорогами.

И в то же время давала непосредственное соединение портов Балтийского моря с Центральной Россией. С проведением этой ветки от Орла к Балтийскому морю появилась бы возможность использовать богатые лесные районы, лежащие по линии магистрали. А при усложнившейся в начале века обстановке в стране правительство считало данное строительство ещё и стратегически важным. Новая магистраль планировалась максимально прямой, но в то же время с заходом в наиболее крупные города на своём пути. Часть новой дороги должна была пройти по территории Болховского уезда. Узнав об этом, болховское земство пришло в оживление. До этого момента железных дорог в уезде не было. Почти тридцать лет назад задумывалась железнодорожная ветка от Болхова до Московско-Курской магистрали. Но планы эти так и не были осуществлены. На этот раз болховчане решили проявить активность.

В феврале 1911 года болховская делегация с полным комплектом документов, обосновывающих, почему дорога должна пройти именно через их уезд, направилась к руководству страны в Петербург. Их доводы были услышаны. И болховский проект был назначен к рассмотрению в правительстве в качестве первоочередного. Более того, в Петербурге начали всерьёз подумывать о том, чтобы провести орловско-нарвскую линию через Болхов или же несколько западнее его. В Орле новая линия должна была начинаться от станции Орёл Московско-Курской железной дороги. Для этих целей предусматривалось строительство дополнительных станционных путей и отдельной пассажирской платформы. Подлежало расширению и существующее паровозное депо.

От Орла до станции Песочная (сейчас Стальной Конь) новая линия вписывалась в инфраструктуру существующей дороги, а за Песочной должна была отойти влево по направлению к Болхову и далее в сторону Смоленской губернии. А на более позднюю перспективу намечали продлить эту магистраль от Орла дальше на юг, к Ростову-на-Дону. В документах 1916 года в разгар первой мировой войны дорога Орел-Петроград значилась как уже строящаяся. Основным грузом для перевозок на ней планировался уголь Донбасса, а также продукты, хлопок, лес, машины, нефть. Была подробно просчитана вся структура перевозок, себестоимость, нагрузка на каждом участке. Так, в частности, предполагалось, что если новая магистраль удешевит каждый пуд хлеба хотя бы на пять копеек, то это даст экономию 375-412 тысяч рублей в год. Затраты же на строительство вырисовывались на уровне 66 миллионов рублей. Но все дальнейшие планы по строительству новой линии перечеркнули Февральская революция и последовавший за ней Октябрьский переворот.

В Орле и губернии до этих событий не было начато каких-либо серьёзных строительных работ. Обсуждались лишь юридические вопросы, касающиеся предстоящего переселения людей, чьи участки попадали в полосу отвода железной дороги, и другие организационные вопросы. К строительству полотна дороги и некоторых инженерных сооружений успели приступить лишь со стороны Петрограда. Любопытно, что к идее линии Орел-Петроград вернулись уже в первое десятилетие после октября 1917 года. О ее строительстве говорилось как о первоочередной задаче пятилетки. Так, проектируемая железнодорожная магистраль была нанесена на топографическую карту губернии, изданную в 1921 году. Предполагалось в целях экономии средств с минимальными изменениями использовать дореволюционный проект. Но в дальнейшем, по неизвестным мне причинам, от планов по строительству линии Орёл-Петроград решено было отказаться. К 1926 году все изыскательные и строительные работы были окончательно прекращены. То, что уже успели построить, позже было разграблено.

Так Орёл лишился пятого железнодорожного направления и прямой связи со вторым крупнейшим городом нашей страны. Болхов уже во второй раз просто лишился какой бы то ни было железной дороги. Нет ее там и по сей день. Пожалуй, самый известный памятник несостоявшейся стройке сохранился до наших дней в Великом Новгороде. В память о строительстве там осталась Орловская улица, переходящая в Орловскую насыпь, которая ведёт к опорам так и не построенного моста через реку Волхов: шесть огромных каменных мостовых опор (быков) и подводящие к ним насыпи на обоих берегах (одна из них - Орловская улица). В самом же Орле ни в городской топонимике, ни на местности не сохранилось никаких следов большой стройки столетней давности. А пятое железнодорожное направление из Орла всё же было открыто. Только в противоположную сторону. Да и произошло это лишь в 1976 году.
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .