29 Октября 2020

Новости :: Тайна «лестницы с грифонами»

Как и многие старинные дома, бывшее здание Орловского коммерческого банка на улице Гостиной хранит в своих стенах множество тайн. Дополнительной загадочности зданию придает и то, что в нем сейчас областное управление Центрального банка России и просто так с улицы в него не попасть. Оно, словно таинственный замок (благо и архитектура у него подходящая, замковая), надежно хранит свои тайны от любопытных прохожих. Но раз или два в году этот замок открывает свои двери всем желающим, проводя либо день открытых дверей, либо участвуя в акции «ночь в музее». И тогда глазам удивленной публики предстает то, что обычно скрыто от глаз. С порога здание банка поражает своими неожиданными красотами. За входной дверью посетителей встречает удивительная лестница, обрамленная диковинными существами с мощными лапами и пастями с высунутыми языками. Это легендарная «лестница с грифонами», про которую многие в Орле слышали, но мало кто видел. О ней и тайнах, с нею связанных, и пойдет сегодня речь.

Грифоны – мифические животные с телом льва и головой орла или какого-то другого несуществующего зверя. В средневековье изображение грифона на гербе, здании или странице книги символизировало могущество, власть, быстроту и силу. Во второй половине XIX века и на рубеже столетий изображать грифонов во внешнем декоре зданий или вплетать в декор интерьера было модно. Украшение в виде фантастического существа с туловищем льва часто встречается в виде барельефов на стенах зданий этого периода в архитектуре, а также в виде скульптур внутри и снаружи домов. «Лестница с грифонами» в Орловском коммерческом банке - одно из проявлений этой моды. Однако то, что можно увидеть внутри банка сегодня, лишь малая часть того, что там было прежде. Корпус здания на улице Гостиной сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Значительная часть его интерьеров была утрачена и не восстановлена в прежнем виде. Погибла в те страшные годы и лестница с грифонами.

Та лестница, которую можно увидеть в банке сейчас – ее копия, сделанная в 1990-х по сохранившимся старинным фотографиям. Работами по восстановлению лестницы занималась «Орелреставрация» под руководством А.П. Юдина. Изготавливал копию лестницы по фото Савелов Александр Витальевич. За эту работу он получил 6-й разряд скульптора-реставратора. Какой была лестница в вестибюле банка до всех войн и потрясений, можно увидеть на тех самых старых фото, которыми руководствовались реставраторы. Сейчас они хранятся в музее ЦБ. Увы, фотографии эти любительские и не очень четкие. Многие детали скульптур грифонов там только угадываются. Поэтому современная копия лестницы, несмотря на все старания реставраторов, отражает не все нюансы утраченного оригинала.

Однако грифоны в декоре Орловского коммерческого банка были не только внутри, но и снаружи. Самые наблюдательные могут найти их в уличной части здания и сегодня. Миниатюрные грифоны притаились на крыше, в кованом завершении шатра над корпусом банка со стороны Орлика. Эта часть здания была построена в начале ХХ века и не пострадала в войну. Поэтому решетка с грифонами на его крыше, скорее всего, подлинная. Судя по старым фото, такие же кованые грифоны украшали когда-то и крышу здания со стороны Гостиной, разрушенную взрывом в 1943-м. Вероятно, так, при помощи мелких деталей внешнего убранства, архитектор Родионов, проектировавший здание, подавал намек потенциальным посетителям банка на то, что за диковина их ожидает внутри. Но и на этом тайны грифонов, «обитавших» в здании Орловского коммерческого банка, не заканчиваются.

Впервые увидев «лестницу с грифонами» в здании на Гостиной, я долго не могла отделаться от ощущения, что где-то уже видела что-то подобное - бронзовых грифонов, как на старинной фотографии из фойе банка - изящных и словно живых, с яркими желтыми глазами и золотыми крыльями. Так, может, московский архитектор Родионов, автор здания орловского банка, уже где-то раньше делал такую лестницу? Оказалось, действительно делал. Только не он. Выяснилось, что наша орловская «лестница с грифонами» - копия парадной лестницы московских Хлудовских бань. В конце XIX века это был самый известный и богато украшенный столичный банный комплекс. В наши дни его скорее назвали бы спа-салоном. Он был построен в 1881-93 годах для семьи купца Герасима Хлудова архитектором Семеном Эйбушитцом. Лестницу с грифонами и многие другие детали интерьеров для бань разрабатывал его помощник, архитектор Лев Кекушев, впоследствии ставший одной из легенд московского модерна. Именно как к одному из авторов Хлудовских бань к нему пришла первая архитектурная слава в Москве. А вот архитектор Родионов в этом проекте участия не принимал и к лестнице с грифонами отношения не имел. Выходит, Родионов просто «позаимствовал» хорошую идею у начинающего коллеги? Да. Но вряд ли это был банальный плагиат. Вероятнее всего, идея сделать копию лестницы с грифонами в Орле исходила не от архитектора, а от заказчика и владельца Орловского коммерческого банка Лазаря Полякова. Банкир жил в Москве, хорошо знал главного архитектора Хлудовских бань Семена Эйбушитца и, скорее всего, бывал в легендарных банях и лично видел восхищавшую всех лестницу. Как и кем была произведена копия «лестницы с грифонами» для Орла, мы вряд ли когда-то узнаем.

Заманчиво было бы предположить, что ее по заказу Полякова мог сделать и сам автор Лев Кекушев, архитектор, чье имя московские экскурсоводы произносят с почтительным придыханием. Либо его наставник Эйбушитц – «придворный» архитектор банкира. Или, что более вероятно, по их чертежам Родионов. В наши дни в части здания бывших Хлудовских бань, где располагается «лестница с грифонами», ресторан «Серебряный век». Это одна из достопримечательностей Москвы, и там регулярно проводят экскурсии. Многие приходят туда ради удивительной «лестницы с грифонами». Тем же, кто приезжает в Москву из Орла, такие экскурсии еще и дают возможность рассмотреть все детали лестницы, понять, как выглядела прежде наша лестница в Орловском коммерческом банке, и прикоснуться к одной из тайн этого загадочного орловского сооружения.

Дарья ФУРМАНСКАЯ
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .