29 Ноября 2018

Новости :: В Общественной палате РФ обсудили, почему лицензирование УК не дает позитивных результатов

Общественные слушания «Лицензионные требования и лицензионный контроль в сфере управления многоквартирными домами (МКД)» прошли в Общественной палате Российской Федерации. Участие в них принял и представитель Первой городской управляющей компании. Какие выводы сделали эксперты?

П редставители Минстроя РФ, ФАС России, руководители и специалисты крупнейших управляющих компаний (УК) страны и члены общественных организаций обсудили на слушаниях ситуацию в сфере МКД. Говорили о плюсах и минусах лицензирования в качестве одного из главных показателей эффективности работы УК. Получается, минусов пока гораздо больше.

Председатель Общественного совета при Министерстве ЖКХ Московской области Лариса Борисенко отмечает: население не почувствовало плюсов от введения лицензирования, люди не заметили, что для них произошли перемены.

- Перед этим заседанием мы провели срез мнений граждан Московской области и выявили, что жители не знают, как себя вести и что именно для них изменилось, -отметила представитель общественности.

А модератор встречи, председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор заявил, что, по его мнению, внедрение практики лицензирования УК вообще не принесло позитивных результатов.

– Сегодня нам надо говорить о том, есть ли результат или его нет. Теоретики говорят — есть, а практики — нет. Я изначально говорил, что лицензирование УК было реализовано неверно и с огрехами, и теперь мы пожинаем плоды. Я постоянно посещаю регионы и сталкиваюсь с проблемами со стороны как УК, так и жителей. Наша комиссия получает тысячи писем, где ругают УК, и часто мы находим несправедливыми и необоснованными эти обвинения, — сказал Игорь Шпектор.

В чем же заключаются основные проблемы? Об этом рассказал в своем выступлении представитель Первой городской управляющей компании, руководитель OOO «Эксперт-Право» Евгений Сапрыкин:

- Основная проблема современной сферы ЖКХ в том, что не соблюдается давно продекларированный госвластями баланс интересов основных участников жилищных правоотношений. То есть не удалось пока создать законодательную модель - образный «треугольник» из собственников жилья, управляющей организации и поставщиков услуг ЖКХ, чтобы он являлся равносторонним. Сейчас он по факту равнобедренный. В том смысле, что собственникам помещений и ресурсоснабжающим организациям законодатель предоставил обширные права, а УК загнаны в самое худшее положение. Лишний раз данный довод подтверждает Постановление Правительства РФ №1090 от 13.09.2018 г., которое отнесло в качестве грубых нарушений лицензионных требований (караются огромными штрафами) со стороны УК наличие подтвержденной или просуженной задолженности перед РСО за период свыше двух месяцев.

Ситуация, когда УК не могут собрать с жителей деньги за коммунальные услуги, а ресурсоснабжающая организация уже просуживает долг УК за коммунальный ресурс с пени — вечная боль (а иногда и безвыходная ситуация) для управляющих компаний. Задолженность — то есть уже имеющиеся проблемы — за коммунальные услуги усугубляются штрафами ГЖИ (согласно новым требованиям), которые повлекут за собой многочисленные банкротные процедуры. Не забываем и тот факт, что у собственников жилья имеется льготный (без пени) период оплаты ЖКУ — 1 месяц после истечения срока платежа. А вот управляющая компания начинает платить пени с первого же месяца просрочки. И чем покрыть разницу, если собственник задолжал за услугу УК?

В подтверждение своих доводов Евгений Сапрыкин привел пример из орловской судебной практики. У группы компаний Первой городской есть многочисленные судебные решения, вступившие в законную силу, в которых суды первой и вышестоящих инстанций признали предписания госжилинспекции Орловской области недействительными по вопросу контроля за наличием/отсутствием задолженности УК перед РСО с указанием срока погашения таковой. Суды указали, что это сугубо сфера гражданско-правовых договорных отношений, в которую не должны вмешиваться органы жилищного контроля.

- Ну а что сейчас получили? Даже при наличии таких судебных решений госжилинспекция сегодня может за эту зачастую ничем не подтвержденную задолженность пытаться лишить нас лицензии (предварительно «накормив» огромными штрафами), - отметил Евгений Сапрыкин.

Возвращаясь к балансу интересов – у ресурсоснабжающих организаций такой ответственности нет. Даже у муниципальных управляющих организаций с их поддержкой огромные проблемы с соблюдением всех лицензионных требований, и сейчас две такие компании в городе на грани банкротства… Спасают те, кто более приспособился к тяжелейшим условиям рынка управления МКД. Но надолго ли?!...

С критикой в адрес лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами выступила первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева:

- Все сегодня недовольны механизмом лицензионного надзора и контроля. При его реализации многие аспекты не учитываются, поэтому этот механизм не работает.

Общественница предложила, чтобы ОП РФ и ОП регионов приобрели право проведения нулевых чтений не только законопроектов, но и постановлений Правительства РФ. В качестве результатов встречи участники предложили механизмы совершенствования системы лицензионного контроля.
Поделитесь этой новостью в соцсетях:
. . .
.
x
.
. . .