Не страшны погодные качели

Если в доме установлен индивидуальный тепловой пункт, то в морозы он увеличит подачу тепла в квартиры, а при плюсовой температуре автоматически уменьшит. В Орле жители некоторых многоквартирных домов установили ИТП (индивидуальный тепловой пункт) и уже не только почувствовали повышение уровня комфорта в квартире, но и экономию на счетах за потребленное тепло. При грамотном обслуживании и правильной эксплуатации оборудования ИТП может приносить в дома жителей МКД тепло и уют, однако стоит отметить, что, как в любом деле, есть определенные нюансы при эксплуатации индивидуального теплового пункта. О них нам рассказали в Центральной диспетчерской службе Первой городской управляющей компании. Именно ЦДС контролирует работу ИТП и уровень потребления всех ресурсов на домах. Специалисты Центральной диспетчерской службы обеспечивают правильное функционирование оборудования, отправляют счетчики на поверку, меняют вышедшие из строя детали и всегда могут прийти на помощь жителям в случае сбоя автоматики.

 Дмитрий НАХИМОВ, руководитель службы учёта ресурсов ЦДС:
– Как происходит контроль за приборами учёта ресурсов? Программное обеспечение на нашем сервере дистанционно, с помощью модема опрашивает приборы учёта, которые установлены на домах, и передаёт на наш компьютер данные один раз в минуту. Происходит не только считывание показаний счётчиков, но и их анализ. В системе установлены определенные нормативные пределы показаний приборов, и при превышении этих значений высвечивается сигнал о нештатной ситуации – мы выезжаем на такой объект и устраняем причину скачка параметров. Бывает, что прибор учёта перестаёт отвечать на запросы – значит, он вышел из строя. Мы это видим, выезжаем на место, ремонтируем. Можем увидеть расход горячей воды в сутки – сколько примерно потребляют жители. Превышение температуры или расхода ресурса видно в системе, это повод для визуального контроля работы системы. Вывод показаний приборов учёта происходит как в виде графиков, так и в виде цифровых значений. Выгружаем ведомости параметров и отсылаем в ресурсоснабжающую организацию, на основании которых происходит расчёт с УК.

 ЭТО ПОМОГАЕТ ЭКОНОМИТЬ 
В системе контроля за показаниями приборов учёта около 800 домов. Представьте, скольким сотрудникам надо было бы платить зарплату, чтобы они обходили все эти приборы учёта и снимали с них показания. Это сильно сокращает временные и трудовые затраты. То, что раньше делали вручную, сейчас в одном компьютере считывается, анализируется, передается ежедневно поставщикам ресурсов.

ЧЕМ ВЫГОДНО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ
Благодаря налаженной системе учёта ресурсов у жителей происходит точный расчёт с ресурсоснабжающей организацией. На многих узлах учёта тепла установлено погодозависимое регулирование, и здесь тоже происходит экономия. Если погода тёплая, то нет смысла подавать много ресурса в дом. Платят за тепло по факту, в зависимости от площади квартиры.

 Алексей ПЕХТЕРЕВ, руководитель службы автоматизированных систем управления тепловыми пунктами: – Установить индивидуальный тепловой пункт в доме можно тремя способами: купив его за собственные деньги, по энергосервисному контракту и за деньги капитального ремонта. В доме по Комсомольской, 229а он установлен по капремонту. По закону об энергоэффективности и энергосбережении, каждый комплексный капитальный ремонт должен включать в себя установку современных узлов учёта. По статистике, объёмы теплопотребления в результате установки ИТП снижаются на 15-25%, объемы потребления холодной воды до 30%, а сокращение платежей за тепло составляет примерно 25%. Заключение энергосервисного договора тоже выгодно – людям ничего не надо платить. Оборудование ИТП покупает энергосервисная компания и устанавливает его на доме. В течение пяти лет жильцы продолжают платить по нормативу. В это время ИТП работает, и расчёт с поставщиками тепла ведётся по фактическому потреблению. За счёт разницы между нормативом и реальным потреблением энергосервисная компания окупает стоимость оборудования. В теории экономия должна перекрыть затраты на покупку ИТП. Кстати, так бывает не всегда, и энергосервисная компания идёт на риск. По истечении пяти лет оборудование переходит в собственность жильцов. Дом получает полноценный узел учёта и регулирования. Теперь жильцы имеют погодорегулируемый узел учёта и платят за фактически потребленное тепло. Центральная диспетчерская служба проводит техническое обслуживание ИТП, приборов КИП и автоматики.

КАК УСТРОЕН ИТП
В состав узла учёта входят электромагнитный преобразователь расхода ресурса, датчики температуры теплоносителя и тепловычислитель, который на основании данных температуры и объема высчитывает потребляемую домом тепловую энергию в гикокалориях. Данные передаются через модем на пульт Центральной диспетчерской службы. При установке узла учёта целесообразно устанавливать погодозависимое управление – регулятор температуры даёт команду трёхходовому клапану, который может увеличить или уменьшить подачу тепла в зависимости от погоды. Регулятор позволяет контролировать температуру как на подающем трубопроводе, так и на обратном. Это очень эффективно в теплую погоду: когда на улице +2, не нужно подавать теплового ресурса столько же, сколько в -20.

ВСЕХ ЛИ УСТРАИВАЕТ ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ
В процессе эксплуатации бывает, что из-за потерь в дальние стояки доходит меньше тепла. И если возникают жалобы на недостаточность отопления, мы решаем эти вопросы – настраиваем оборудование на увеличение либо на уменьшение тепла в зависимости от того, какие проблемы в этом доме. Все дома разные, разные квартиры – кому-то жарко может быть, кому-то холодно. Если всем холодно – мы меняем температурный график. Люди понимают, что они будут платить чуть больше, потому что больше будет расходоваться теплового ресурса. Они хотят комфортную температуру выше нормы – мы никогда не бываем против. Но плата неизбежно возрастает, ведь потребление тепла увеличивается. В целом по году всё равно с ИТП платить за тепло выгоднее – в летний период по этой строчке 0 рублей. Отопительный период – семь месяцев в году, а пять месяцев люди ничего не платят.

Наталья САМОХИНА